В этой статье освящается тема "Тексты для чтения в 1".
Обучение буквам, слогам. Чтение слов и предложений для дошкольников
В настоящее время существуют три методики обучения ученика чтению. Чтобы остановить свой выбор на какой-либо из этих методик, нужно знать: Что она даст ребенку? Что даст родителям? Что – учителям?
Традиционная методика обучения малыша чтениюОна самая распространенная и самая древняя. Возраст этой методики обучения ребенка чтению – пять тысяч лет. И до сих пор почти во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике. Обучение основано на фонемном принципе. Ещё пять тысяч лет назад гениальные наши предки догадались расчленить звучащее слово на фонемы (звуки речи). За определенными звуками были закреплены определенные значки. Эти значки назвали буквами.
Процесс обучения ребенка чтению идет в обратном порядке. Сначала его знакомят с буквами. Учат: как эти буквы озвучиваются. Потом учат буквы-звуки сливать в слоги. Это самый сложный этап обучения. Долгое время дети не понимают, как из отдельных букв получаются слова. Причем, даже годовалый малыш способен все буквы выучить за несколько дней. Это очень просто! Но читать он научится только через несколько лет! Долгое время дошкольник не способен понять закономерности чтения. Буквы начнет забывать, а секрет чтения так и не раскроет.
Только в возрасте 5 – 7 лет малыш научится осмысленному чтению. Но сам процесс расшифровывания букв для ученика очень утомителен, поскольку скорость понимания прочитанного крайне низка. По нескольку раз дошкольник, тыча пальчик в каждую букву, озвучивает их. И только на третий, четвертый, пятый раз догадается: что за слово написано. Когда ребенок в таком утомительном напряжении расшифрует все слова в предложении, он половину из них забудет. Нужно опять расшифровывать. Когда же дошкольник осмыслит предложение целиком? И захочет ли расшифровывать следующее?
В конце первого класса дети должны читать со скоростью 30 слов в минуту. Этот норматив установлен государственным образовательным стандартом.
Методика обучения малыша чтению «Кубики Зайцева»Еще в 80-х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику для обучения детей чтению. В основе методики складовый принцип. Обучение идет не с буквы, а со склада (МУ – МО – МА – МЭ – МЫ; МЮ – МЁ - МЯ – МЕ – МИ).
Идея обучать ученика читать по складовому принципу родилась еще в начале XIX века, начиная с «Азбуки» Ф. Кузьмичева. Горячим сторонником складового принципа был Л. Н. Толстой, использовавший принцип в своих школах.
Окончательно в систему складовый принцип был сделан в «Кубиках Зайцева». Борьба звуковиков и складовиков продолжается больше столетия, несмотря на очевидность преимуществ складового принципа перед звуковым.
В 1873 году Л. Н. Толстой заметил, что по складовому способу «способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя не быстро, но правильно читать, а неумеющий – не более чем в 10 уроков». (Л.Н.Толстой. Письмо к издателям. О методах обучения чтению. – ПСС, т.17, М., 1936.)
Обучение ученика чтению по методике ДоманаОбучать не с буквы, не со склада, а сразу с слова! Именно так догадались учить детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США). Перед медиками стояла задача: найти методику обучения детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Специалисты под предводительством Домана, основателя Института, искали возможность активизировать умственную деятельность больных детей через обучение малыома чтению. Но как ни старались исследователи, пытаясь научить читать умственно отсталых детей по традиционным технологиям, - ничего не шло впрок. Дети не понимали: как из букв получаются слова. К сожалению английские правила чтения чрезвычайно сложны. Слоговый принцип здесь тоже не подходит.
Пригодным является принцип обучения через слово. Запоминать полностью написанные слова и ассоциируя их с знакомыми предметами для больных детей оказалось самым простым. Больные детишки через подобное обучение быстро догоняли обычных детей в развитии. И они не только выздоровили, они обучились читать.
Очень часто выдающиеся открытия совершаются не специалистами. Так получилось и с обучением ребенка чтению. Передовую технологию обучения детишек читать словами разработали не учителя, а врачи. Перед исследователями стояла иная задача: не научить ученика читать, а активизировать его мозг. Выход превзошел ожидания. Мозг больных детишек так начинал работать, что они легко осваивали чтение, причем беглое.
Статья была посвящена теме "Тексты для чтения в 1".
Другие статьи с сайта "Обучение чтению дошкольников"