В этой статье освящается тема "Обучение чтению дошкольников".
СОВЕТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Способность к овладению способностями чтения и письма конкретно связана с общим речевым развитием малышей. В дошкольном возрасте у малыша интенсивно развивается устная речь, а в младшей школе он осваивает зрительные образы букв. Чтение и письмо плотно сплетены меж собой, и с самого начала они оказывают влияние на развитие друг дружку. Обучение чтению проходит несколько шагов, до того как появляется навык беглого, осмысленного чтения.
ОВЛАДЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫМИ ОБОЗНАЧЕНИЯМИ
Успешное и скоростное усвоение букв может быть только при достаточной сформированности последующих функций: фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем); фонематического анализа (способности выделения звуков из речи); зрительного анализа и синтеза (возможности определять сходство и различие букв); пространственных представлений; зрительного мнезиса (способности запоминания зрительного вида буковкы). Следует подразумевать, что для малыша, начинающего читать, буковка не является простым графическим элементом. Она сложна по собственному графическому составу, состоит из нескольких частей, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Для того чтоб отличить изучаемую буковку от всех других букв, в том числе схожих по начертанию, нужно выполнить оптический анализ каждой буковкы на составляющие ее элементы. Так как отличия многих букв заключаются только в различном пространственном расположении одних и тех же буквенных частей, то усвоение оптического вида буковкы может быть только при достаточном развитии у малыша пространственных представлений.
Усвоив буковку, ребенок читает слоги и слова с ней. Но на этом шаге единицей зрительного восприятия в процессе чтения является буковка. Ребенок поначалу принимает первую буковку слога, соотносит ее со звуком, потом - вторую буковку, после этого синтезирует их в единый слог. Таким макаром, он принимает визуально не целое слово либо слог, а только отдельные буковкы; его зрительное восприятие является побуквенным.
Темп чтения на этой ступени очень неспешный и определяется нравом читаемых слогов. Обыкновенные слоги (ма, ра) читаются резвее, чем слоги со стечением согласных (100, кра). Осознание читаемого отдалено от зрительного восприятия слова, осуществляется только после того, как читаемое слово произнесено вслух. Но прочитанное слово не всегда сходу осознается. Потому ребенок, чтоб выяснить прочитанное слово, нередко повторяет его. Наблюдаются особенности и при чтении предложения. Каждое слово предложения читается изолированно, потому осознание предложения и связи меж словами, составляющими его, осуществляется с огромным трудом.
ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ
На этой ступени узнавание букв и слияние звуков в слоги происходят без затруднений. Единицей чтения становится слог, слоги в процессе чтения достаточно стремительно соотносятся с надлежащими звуковыми комплексами. Темп чтения на этой стадии достаточно неспешный: ребенок читает слово по слогам, потом соединяет воединыжды слоги в слово и только позже осмысливает прочитанное. Сохраняются трудности объединения слогов в слово, в особенности при чтении длинноватых и сложных по струкруре слов. В процессе чтения возникает смысловая гипотеза, в особенности при прочтении конца слова. Нередко малыши повторяют прочитанное слово, в особенности если оно относится к длинноватым и сложным словам. Разделенное при чтении на части слово не сходу узнается и осмысливается. Не считая того, повторение слов при чтении может быть связано с тем, что ребенок старается вернуть потерянную смысловую связь. Осознание текста еще не соединяется с процессом зрительного восприятия, а следует за ним.
СТАНОВЛЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ЧТЕНИЯ
Эта ступень является переходной от аналитических к синтетическим приемам чтения. Обыкновенные и знакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре еще читаются по слогам. Смысловая гипотеза начинает играть значительную роль. Но ребенок еще не в состоянии стремительно и точно проконтролировать гипотезу при помощи зрительного восприятия, и потому он нередко подменяет слова, окончания слов, другими словами у него наблюдается угадывающее чтение. Результатом угадывания становится расхождение прочитанного с написанным, огромное количество ошибок. Некорректность чтения приводит к частым регрессиям, возврату к ранее прочитанному для исправления, уточнения либо контроля. Если ребенок допускает огромное количество ошибок, нужно понизить темп чтения.
СИНТЕТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ
Ребенок завладевает целостными приемами чтения: словами, группами слов. Основным для него становится не техно сторона процесса чтения, связанная со зрительным восприятием, а осмысливание содержания читаемого. Смысловая гипотеза строится как на содержании прочитанного предложения, так и с учетом смысла всего текста. Ошибки при чтении становятся редчайшими, так как гипотезы отлично контролируются. Темп чтения достаточно резвый. Полное осознание прочитанного осуществляется только тогда, когда ребенку отлично знакомо значение каждого слова и понятны связи меж словами в предложении. Таким макаром, осознание прочитанного может быть только при достаточном уровне развития лексико-грамматической стороны речи.
Чтобы помочь ребенку запоминать буквы сделайте следующее:
В вашем багаже упражнений, направленных на развитие моторики , найдутся такие, которые увлекают вашего малыша больше других.
Дальше можете пробовать обучать ребенка со складами.
Заучивать их требуется по той же схеме, что используется при заучивании букв:
Можно искать заданный слог можно и на страницах букваря.
Сочиняйте вместе с малышом короткие сказки. Например, согласная буква, путешествуя, встречает на своем пути гласные, все по очереди. В паре они поют "песенки" - слоги.
Можно вырезать из картона большие буквы, с лицами и ручками, тогда гласная и согласная еще и "за ручки возьмутся и вместе песенку споют" (то есть, получится слог). Вскоре, маленький ученик самостоятельно сможет рассказывать сказки о слогах, сам сможет называть новые слоги.
Статья была посвящена теме "Обучение чтению дошкольников".
Другие статьи с сайта "Обучение чтению дошкольников"