В этой статье освящается тема "Обучающие и развивающие игры".
Грамотная речь – это сложный комплекс самых разных знаний, навыков и умений. Одним из показателей владения языком является правильность речи. Ребенок должен говорить без ошибок в звуках, ударении и окончаниях слов. Кроме того, грамотная речь невозможна без богатого словарного запаса и умения пользоваться интонацией. И еще: нужно учить ребенка выражать свои мысли последовательно и связно, учить его правильно выстраивать слова в предложение, а предложения - в текст.
Прежде всего, на развитие детского языка влияет окружение, в котором находится ребенок. Конечно, малыш перенимает все - и хорошее, и плохое. Именно поэтому даже с крошкой нужно говорить правильно: называйте его ласковыми словами, но не искажайте звучание родной речи, не сюсюкайте!
Старайтесь как можно больше разговаривать с малышом, обращать его внимание на предметы вокруг вас, разъясняя их свойства и назначение.
Интерес к чтению.
Педагоги единогласно утверждают, что дети, полюбившие чтение, испытывают гораздо меньше проблем с освоением грамотности и в устной речи, и в письменной. Кроме того, речь начитанного ребенка менее подвержена негативному влиянию внешних воздействий, так как у него всегда есть неиссякаемый источник новых слов, фраз, мыслей - его любимые книги.
Проверенный путь в развитии у ребенка интереса к книге - это чтение вслух. Знакомить малыша с книгой надо как можно раньше , причем возрастных ограничений для начала этого знакомства нет. Недаром существуют книжки даже для самых маленьких. Только не забывайте, что читать нужно выразительно, не торопясь, соблюдая необходимую интонацию. В книжках для малышей много красочных картинок - разглядывайте их вместе с ребенком и обязательно их комментируйте. Не стоит продолжать чтение, если малыш устал и начинает отвлекаться - читайте только до тех пор, пока малыш действительно увлечен. Совместное чтение можно по праву считать настоящим творческим процессом. Но вот пришло время - ваш ребенок теперь читает самостоятельно...
Безусловно, чтение обеспечивает ребенку широкий словарный запас, но не только. Чтобы это занятие внесло вклад и в развитие ясности речи вашего малыша, обращайте его внимание на композиционную сторону текста. Попробуйте вместе посмотреть на любимую книжку с иной стороны: поясните, что рассказ или стихотворение всегда имеют название и (на что важно специально обратить внимание) у них есть автор - человек, который его написал.
Чтобы занятия принесли ощутимую пользу, соблюдайте простые правила:
Грамотная речь – это сложный комплекс самых разных знаний, навыков и умений. Одним из показателей владения языком является правильность речи. Ребенок должен говорить без ошибок в звуках, ударении и окончаниях слов. Кроме того, грамотная речь невозможна без богатого словарного запаса и умения пользоваться интонацией. И еще: нужно учить ребенка выражать свои мысли последовательно и связно, учить его правильно выстраивать слова в предложение, а предложения - в текст.
Пристальное внимание к слову, вызванное у ребенка задолго до знакомства с буквами, до обучения грамоте - залог того, что малыш легко и быстро научится читать и писать будет грамотно.
Первое, самое главное условие
обучения грамоте - чистое произношение всех звуков родного языка.
Второе - развитие речевого (фонематического) слуха. Для того, чтобы, приступив
к изучению грамоты, ребенок различал звуки, из которых состоят слова. В этом умении
- залог грамотного письма. Здесь главное - это игра, которая способствует развитию
слуха, обостряет внимание. Предложите малышу попробовать угадывать звуки, которые
доносятся с улицы. Можно услышать и такие звуки, которые встречаются в человеческой
речи. У-У-У-У - воет за окном ветер. Ч-Ч-Ч-Ч -шаркает по асфальту метла. Ж-Ж-Ж-Ж
- летит жук. Точно такие же звуки и в словах: У-У-Улитка, Ч-Ч-Чашка, Ж-Ж-Жук. Предложите
ребенку назвать слова, которые начинаются со звуков У, Ж, Т, А, О, М. А потом подберите
вместе с ним слова, которые оканчиваются такими же звуками. Все эти упражнения не
требуют ни специального времени, ни особых условий. Их можно включить в обычное
общение с ребенком.
Третье - это работа над словом. Покажите, как играть "в слова". Заранее оговариваются
условия: какие слова и в какой срок человек должен назвать. Слова могут быть вежливыми,
вкусными, цветными, ласковыми. Время для ответа отсчитывать легко: просто считают
до трех, до двух, до одного. Выигрывает тот, кто назовет самое последнее слово.
Нравится ребятам подбор родственных слов. Попросите ребят подобрать слова: дуб,
дубок, дубовый; лес, лесок, лесной; двор, дворик, дворник; сад, садик, садовый;
гриб, грибок, грибной, и вы увидите, что они будут легко справляться с подобными
заданиями. А какие чудеса происходят со словами, если в них заменить хотя бы один
звук: мак, рак, бак, лак, так, тик, тёк, тук, ток. А из слов строятся предложения.
Надеемся, что будущим первоклассникам будет интересно заниматься, а уроки принесут конкретную пользу.
Статья была посвящена теме "Обучающие и развивающие игры".
Другие статьи с сайта "Обучение чтению дошкольников"