В этой статье освящается тема "Кубики зайцева собранные".
Обучение буквам, слогам. Чтение слов и предложений для дошкольников
В настоящее время существуют три методики обучения малыша чтению. Чтобы остановить свой выбор на какой-либо из этих методик, нужно знать: Что она даст ребенку? Что даст родителям? Что – учителям?
Традиционная методика обучения ученика чтениюОна самая распространенная и самая древняя. Возраст этой методики обучения малыша чтению – пять тысяч лет. И до сих пор почти во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике. Обучение основано на фонемном принципе. Ещё пять тысяч лет назад гениальные наши предки догадались расчленить звучащее слово на фонемы (звуки речи). За определенными звуками были закреплены определенные значки. Эти значки назвали буквами.
Процесс обучения ребенка чтению идет в обратном порядке. Сначала его знакомят с буквами. Учат: как эти буквы озвучиваются. Потом учат буквы-звуки сливать в слоги. Это самый сложный этап обучения. Долгое время дети не понимают, как из отдельных букв получаются слова. Причем, даже годовалый малыш способен все буквы выучить за несколько дней. Это очень просто! Но читать он научится только через несколько лет! Долгое время ученик не способен запомнить закономерности чтения. Буквы начнет забывать, а секрет чтения так и не раскроет.
Только в возрасте 5 – 7 лет дошкольник научится осмысленному чтению. Но сам процесс расшифровывания букв для ребенка очень утомителен, поскольку скорость понимания прочитанного крайне низка. По нескольку раз малыш , тыча пальчик в каждую букву, озвучивает их. И только на третий, четвертый, пятый раз догадается: что за слово написано. Когда малыш в таком утомительном напряжении расшифрует все слова в предложении, он половину из них забудет. Нужно опять расшифровывать. Когда же ученик осмыслит предложение целиком? И захочет ли расшифровывать следующее?
В конце первого класса дети должны читать со скоростью 35 слов в минуту. Этот норматив установлен государственным образовательным стандартом.
Методика обучения ребенка чтению «Кубики Зайцева»Еще в 80-х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал методику для обучения детей чтению. В основе методики лежит складовый принцип. Обучение начинается не с буквы, а со склада (МУ – МО – МА – МЭ – МЫ; МЮ – МЁ - МЯ – МЕ – МИ).
Идея обучать ребенка читать по складовому принципу родилась еще в начале XIX века, начиная с «Азбуки» Ф. Кузьмичева. Сторонником складового принципа был Л. Н. Толстой, обучавший в своих школах.
Окончательно в стройную систему складовый принцип был сделан в «Кубиках Зайцева». Борьба звуковиков и складовиков продолжается два столетия, несмотря на очевидность преимуществ складового принципа перед звуковым.
В 1873 году Л. Н. Толстой писал, что по складовому способу «способный ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя медленно, но правильно читать, а неумеющий – не более чем в 10 уроков». (Л.Н.Толстой. Письмо к издателям. О методах обучения чтению. – ПСС, т.17, М., 1936.)
Обучение ребенка чтению по способу ДоманаОбучать не с буквы, не со склада, а сразу с слова! Именно так решили учить больных детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США). Перед медиками стояла задача: разыскать методику обучения детей, страдающих нарушениями умственной деятельности. Специалисты под руководством Домана, основателя Института, искали возможность усилить умственную деятельность больных детей через изучение учеником чтению. Но как ни старались исследователи, стремясь научить читать умственно отсталых детей по технологиям, - ничего не шло впрок. Дети не понимали: как из букв получаются слова. К тому же английские правила чтения чрезвычайно сложны. Слоговый принцип здесь тоже не подходит.
Пригодным оказался лишь принцип обучения через слово. Запоминать полностью написанные слова и отождествлять их с соответствующими предметами для слаборазвитых детей оказалось самым простым. Больные детишки через такое обучение быстро догоняли здоровых детей в развитии. И они не только стали здоровыми, они научились читать.
Очень часто значительные открытия производятся не специалистами. Так случилось и с обучением малыша чтению. Новационную технологию обучения детей читать целыми словами разработали не педагоги, а врачи. Перед исследователями стояла совсем иная задача: не научить ребенка читать, а активизировать его мозг. Результат превзошел ожидания. Мозг больных детишек так активизировался, что они быстро осваивали чтение, причем сразу беглое.
Статья была посвящена теме "Кубики зайцева собранные".
Другие статьи с сайта "Обучение чтению дошкольников"