В этой статье освящается тема "Детские дидактические игры".
Обучение буквам, слогам. Чтение слов и предложений для дошкольников
В настоящее время существуют три методики обучения ученика чтению. Чтобы остановить свой выбор на какой-либо из этих методик, нужно знать: Что она даст ребенку? Что даст родителям? Что – учителям?
Традиционная методика обучения малыша чтениюОна самая распространенная и самая древняя. Возраст этой методики обучения ученика чтению – пять тысяч лет. И до сих пор почти во всех школах мира учат детей читать именно по этой методике. Обучение основано на фонемном принципе. Ещё пять тысяч лет назад гениальные наши предки догадались расчленить звучащее слово на фонемы (звуки речи). За определенными звуками были закреплены определенные значки. Эти значки назвали буквами.
Процесс обучения ученика чтению идет в обратном порядке. Сначала его знакомят с буквами. Учат: как эти буквы озвучиваются. Потом учат буквы-звуки сливать в слоги. Это самый сложный этап обучения. Долгое время дети не понимают, как из отдельных букв получаются слова. Причем, даже годовалый ученик способен все буквы выучить за несколько дней. Это очень просто! Но читать он научится только через несколько лет! Долгое время дошкольник не способен уяснить закономерности чтения. Буквы начнет забывать, а секрет чтения так и не раскроет.
Только в возрасте 5 – 7 лет малыш научится осмысленному чтению. Но сам процесс расшифровывания букв для малыша очень утомителен, поскольку скорость понимания прочитанного крайне низка. По нескольку раз дошкольник, тыча пальчик в каждую букву, озвучивает их. И только на третий, четвертый, пятый раз догадается: что за слово написано. Когда ребенок в таком утомительном напряжении расшифрует все слова в предложении, он половину из них забудет. Нужно опять расшифровывать. Когда же дошкольник осмыслит предложение целиком? И захочет ли расшифровывать следующее?
В конце первого класса дети должны читать со скоростью 25 слов в минуту. Этот норматив установлен государственным образовательным стандартом.
Методика обучения малыша чтению «Кубики Зайцева»Еще в 80-х годах прошлого века Николай Александрович Зайцев разработал уникальную методику для обучения детей чтению. В основе методики лежит складовый принцип. Обучение начинается не с буквы, а со склада (МУ – МО – МА – МЭ – МЫ; МЮ – МЁ - МЯ – МЕ – МИ).
Идея обучать малыша читать по складовому принципу родилась еще в начале XIX века, начиная с «Азбуки» Ф. Кузьмичева. Горячим сторонником складового принципа был Л. Н. Толстой, обучавший в своих школах.
Окончательно в стройную методическую систему складовый принцип был сделан в «Кубиках Зайцева». Борьба звуковиков и складовиков продолжается больше столетия, несмотря на очевидность преимуществ складового принципа перед звуковым.
В 1873 году Л. Н. Толстой заметил, что по складовому способу « ученик выучивается в 3, 4 урока, хотя неспешно, но правильно читать, а неспособный – не более в 10 уроков». (Л.Н.Толстой. Письмо к издателям. О методах обучения грамотре. – ПСС, т.17, М., 1936.)
Обучение ученика чтению по способу ДоманаОбучать не с буквы, не со склада, а с целого слова! Именно так догадались лечить детей врачи Института Развития Человеческого Потенциала (Филадельфия, США). Перед врачами стояла задача: найти методику лечения детей, с нарушениями умственной деятельности. Специалисты под предводительством Домана, основателя Института, искали возможность усилить умственную деятельность больных детей через обучение ребенком чтению. Но как ни бились врачи, стремясь научить читать умственно отсталых детей по технологиям, - ничего не получалось. Дети никак не понимали: как из букв создаются слова. К тому же английские правила чтения сложны. Слоговый принцип здесь тоже не подходит.
Пригодным оказался принцип обучения через слово. Запоминать полностью написанные слова и отождествлять их с знакомыми предметами для больных детей оказалось очень простым. Больные детишки через подобное обучение быстро догоняли обычных детей в развитии. И они не только выздоровили, одако обучились читать.
Очень часто значительные открытия производятся не специалистами. Так получилось и с обучением малыша чтению. Передовую технологию обучения малышей читать словами усовершенствовали не учителя, а врачи. Перед стояла совсем иная задача: не научить ребенка читать, а активизировать его мозг. Результат превзошел все ожидания. Мозг больных детишек так активизировался, что они быстро осваивали чтение, причем беглое.
Статья была посвящена теме "Детские дидактические игры".
Другие статьи с сайта "Обучение чтению дошкольников"